Первоначально бюджетом района планировались расходы на социальную сферу (образование, культуру и средства массовой информации, здравоохранение, физическую культуру и спорт, социальную политику) в сумме 283241,5 тыс. рублей, или 68,4% всех расходов бюджета. С учётом внесённых изменений плановые расходы на соцсферу составили 422754,6229 тыс. рублей (72,7% от расходов бюджета района), или на 139513,1229 тыс. рублей (на 49,2%) больше по сравнению с первоначальными плановыми показателями.
Фактическое исполнение составило 398340,7 тыс. рублей, что на 24413,9229 тыс. рублей или на 5,8% меньше планируемых бюджетом ассигнований (с учётом всех утверждённых изменений) и на 115099,2 тыс. рублей (на 40,6%) больше первоначального плана расходов на соцсферу.
В сравнении с показателями 2009 года в целом фактические расходы на социальную сферу увеличились на 43853,5 тыс. рублей, или на 12,4%.
Сравнительный анализ соотношения расходов на социальную сферу в общей сумме расходов бюджета района за 2008-2010 годы приведён в таблице ниже.
Таблица 4
Доля расходов на социальную сферу (в % и тыс. рублей) в расходах бюджета Карагайского муниципального района в 2008-2010 годах
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
% |
71,1 |
72,8 |
74,1 |
тыс. рублей |
389996,2 |
354487,2 |
398340,7 |
В 2010 году по сравнению с 2008-2009 годами увеличились доли расходов на образование и социальную политику. На сферу культуры доля расходов в общей сумме расходов бюджета района, можно сказать, остаётся стабильной и составляет около 3 с небольшим процентов. Более на 1,0% уменьшилась доля расходов на здравоохранение.
Таблица 5
Доля расходов на образование, культуру, здравоохранение и спорт, социальную политику (%) в расходах бюджета
Карагайского муниципального района в 2008-2010 годах
Наименование отрасли |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Образование |
49,97 |
52,63 |
53,27 |
Культура |
3,00 |
3,67 |
3,30 |
Здравоохранение и спорт |
10,48 |
10,51 |
8,93 |
Социальная политика |
7,67 |
6,03 |
8,62 |
Анализ исполнения расходов бюджета по разделам бюджетной классифи-кации показал следующее:
По разделу 0700 «Образование» исполнение составило 286250,4 тыс. рублей, из них за счёт субвенций, субсидий и иных трансфертов в сумме 166105,9 тыс. рублей, или 98,8% к плановым назначениям в последней редакции (289502,9210 тыс. рублей). По сравнению с первоначально запланированными расходами на образование исполнение составило 133,5%, что на 71820,1 тыс. рублей больше первоначального плана расходов.
По отношению к 2009 году расходы на образование в абсолютном отношении увеличились на 30090,8 тыс. рублей.
В 2010 году бюджетные средства были направлены на финансирование следующих расходов в области образования:
- содержание детских дошкольных учреждений – 41144,4 тыс. рублей. Исполнение составило 100,0%. По сравнению с первоначальным планом расходы увеличены на 5711,8 тыс. рублей, по отношению к 2009 году увеличены на 9091,1 тыс. рублей;
- закончена реализация инвестиционного проекта по строительству детского сада на 140 мест в с. Нердва Карагайского муниципального района на 2008 год – 12713,4 тыс. рублей. Исполнение 100,0%;
- реализация приоритетного регионального и муниципального проектов «Новая школа» в области дошкольного образования - 3742,5 тыс. рублей, или 93,3% от плановых ассигнований в последней редакции бюджета, не в полном объёме освоены средства, поступившие из краевого бюджета, при утверждённом плане в сумме 3070,3234 тыс. рублей, фактическое исполнение составило 2800,0 тыс. рублей;
- предоставление дополнительных мер материального обеспечения и социальной защиты работников дошкольного образования – 442,3 тыс. рублей. Исполнение составило 100,0%;
- функционирование учреждений общего образования: на обеспечение текущей деятельности учреждений, капитальный и текущий ремонты, проведение мероприятий по пожарной безопасности учреждений, стимулирование педагогических работников по результатам обучения школьников (эксперимент), предоставление дополнительных мер материального обеспечения и социальной защиты работников образования, предоставление мер социальной поддержки малоимущим и многодетным малоимущим семьям, вознаграждение за классное руководство. Всего расходы на общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования составили 211678,4 тыс. рублей (из них за счёт субвенций, субсидий и иных трансфертов в сумме 152435,2 тыс. рублей), или 98,6% от плановых ассигнований с учётом изменений и 126,3% к первоначальному плану. В сравнении с 2009 годом расходы увеличились на 9463,4 тыс. рублей;
- осуществление молодёжной политики и оздоровление детей, а также организация отдыха детей в каникулярное время – 4946,5 тыс. рублей. Исполнение 100,0%;
- другие вопросы в области образования – 11547,7 тыс. рублей. Исполнение 100,0%. По сравнению с первоначально запланированными расходами расходы на содержание учебно-методических кабинетов, централизованной бухгалтерии, группы хозяйственного обслуживания, аппарата управления РУО, ЦИКТ в абсолютном отношении увеличились на 1416,1 тыс. рублей. Кроме того, первоначально в бюджете не предусматривались расходы на ремонт третьего этажа здания по ул. Чкалова,6 (под ЦИКТ) в сумме 1544,1 тыс. рублей.
Исполнение по разделу 0800 «Культура, кинематография и средства массовой информации» составило 17730,5 тыс. рублей (в т. ч. субсидия на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований в сумме 59,1 тыс. рублей), или 87,5% к плановым назначениям в последней редакции и 128,9% к первоначально утверждённым ассигнованиям. По отношению к 2009 году расходы на культуру в абсолютном значении уменьшились на 133,2 тыс. рублей.
В 2010 году средства бюджета были направлены на финансирование следующих расходов в области культуры:
- содержание и обеспечение деятельности районной централизованной библиотечной системы, музея, районного дома культуры – 10459,3 тыс. рублей. Исполнение составило 100,0%;
- исполнение полномочий сельских поселений по библиотечному и культурному обслуживанию, проведению межпоселенческих мероприятий в сумме 4589,8 тыс. рублей. Исполнение составило 100,0%;
- на реализацию мероприятий приоритетного регионального и муници-пального проектов «Приведение в нормативное состояние объектов социальной сферы» - 2372,3 тыс. рублей, или 48,4% от плановых ассигнований в последней редакции бюджета, не в полном объёме освоены средства, поступившие из краевого бюджета, при утверждённом плане в сумме 3668,6 тыс. рублей, фактическое исполнение составило 1140,9 тыс. рублей;
- на реализацию межпоселенческой целевой программы «Развитие куль-туры в Карагайском муниципальном районе до 2013 года» - 250,0 тыс. рублей. Исполнение составило 100,0%.
Исполнение по разделу 0900 «Здравоохранение, физическая культура и спорт» составило 48013,2 тыс. рублей, или 93,7% к плановым назначениям. По сравнению с первоначально запланированными расходами на здравоохранение, физическую культуру и спорт исполнение составило 127,5%, что на 10362,8 тыс. рублей больше первоначального плана расходов.
По отношению к 2009 году расходы на здравоохранение и спорт в целом уменьшились на 3110,8 тыс. рублей, или на 6,1%.
Расходы бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета района на 2010 год осуществляли администрация Карагайского муниципального района по подразделу 0908 и МУЗ Карагайская центральная районная больница - по подразделам 0901, 0902, 0904, 0910.
В 2010 году средства бюджета были направлены на финансирование следующих расходов в области здравоохранения и спорта:
подраздел 0901 «Стационарная медицинская помощь» - 22427,5 тыс. рублей, в который включены следующие расходы:
- на содержание и обеспечение деятельности муниципальных больниц, поликлиники – 16266,6 тыс. рублей. Исполнение составило 100,0%. По сравнению с первоначальным планом расходы увеличены на 3191,2 тыс. рублей, по отношению к 2009 году увеличены на 2585,1 тыс. рублей;
- на питание детей первого года жизни – 2709,0 тыс. рублей. Исполнение составило 100,0%;
- на оказание специализированной медицинской помощи – 1851,9 тыс. рублей, или 99,6% от плана с учётом изменений и 103,5% от первоначального плана (+ 62,4 тыс. рублей);
- на реализацию мероприятий приоритетного регионального и муници-пального проектов «Качественное здравоохранение» - 1600,0 тыс. рублей, или 51,6% от плановых ассигнований в последней редакции бюджета, не в полном объёме освоены средства, поступившие из краевого бюджета, при утверждённом плане в сумме 2350,0971 тыс. рублей, фактическое исполнение составило 825,0 тыс. рублей.
подраздел 0902 «Амбулаторная помощь» - 13751,2 тыс. рублей, в который включены следующие расходы:
- на содержание и обеспечение деятельности амбулаторий – 6624,1 тыс. рублей. Исполнение составило 100,0%. По сравнению с первоначальным планом расходы уменьшены на 246,9 тыс. рублей, по отношению к 2009 году увеличены на 220,0 тыс. рублей;
- на содержание и обеспечение деятельности фельдшерско-акушерских пунктов – 4349,3 тыс. рублей. Исполнение составило 100,0%. По сравнению с первоначальным планом расходы увеличены на 527,3 тыс. рублей, по отношению к 2009 году увеличены на 551,7 тыс. рублей;
- на реализацию мероприятий приоритетного регионального и муници-пального проектов «Качественное здравоохранение» - 1800,0 тыс. рублей, или 54,5% от плановых ассигнований в последней редакции бюджета, не в полном объёме освоены средства, поступившие из краевого бюджета, при утверждённом плане в сумме 2436,1854 тыс. рублей, фактическое исполнение составило 960,0 тыс. рублей;
- на выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов (субвенция) – 977,8 тыс. рублей, или 89,6% от плана с учётом изменений и 86,5% от первоначального плана (– 153,2 тыс. рублей).
подраздел 0904 «Скорая медицинская помощь» - 10837,7 тыс. рублей, в который включены следующие расходы:
- на содержание и обеспечение деятельности на территории района скорой медицинской помощи – 9245,3 тыс. рублей. Исполнение составило 100,0%;
- на выплаты врачам, фельдшерам и медицинским сёстрам скорой медицинской помощи (субвенция) – 1592,4 тыс. рублей, или 93,9% от плана с учётом изменений и первоначального плана (– 104,0 тыс. рублей).
подраздел 0908 «Физическая культура и спорт» - расходы на физкультурно-оздоровительную работу и проведение спортивных мероприятий в сумме 846,9 тыс. рублей при установленном плане с учётом изменений в сумме 847,0 тыс. рублей, или 154,8% от первоначального плана.
подраздел 0910 «Другие вопросы в области здравоохранения» - расходы на реализацию РЦП «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2009–2012 годы» в сумме 149,9 тыс. рублей при первоначальном плане и в окончательной редакции в сумме 150,0 тыс. рублей, т. е. исполнение составило 99,9%.
Примечание. Уточнённый план расходов по разделу 0900 «Здравоохранение, физическая культура и спорт» составляет 51207,6 тыс. рублей, что меньше утверждённых решением Земского Собрания Карагайского муниципального района от 24.12.2010 № 2/67 расходов в сумме 51243,3725 тыс. рублей на 35,7735 тыс. рублей, в том числе по подразделам 0901 – больше на 0,0119 тыс. рублей, 0902 – больше на 4,2146 тыс. рублей, 0904 - меньше на 40,0 тыс. рублей.
Исполнение по разделу 1000 «Социальная политика» составило 46346,6 тыс. рублей, или 75,1% к плановым назначениям (из них за счёт субвенций, субсидий 45119,2 тыс. рублей). По сравнению с первоначальным планом бюджета расходов на социальную политику (17406,0 тыс. рублей) абсолютные плановые показатели расходов в течение 2010 года увеличены на 44344,108 тыс. рублей (или в 2,5 раза); исполнение составило 266,3%.
По отношению к 2009 году расходы на социальную политику в целом увеличились на 1700,7 тыс. рублей, или на 58,0%.
В 2010 году бюджетные средства были направлены на финансирование следующих расходов в области социальной политики:
- пенсионное обеспечение (доплаты к пенсиям муниципальных служащих) – 967,4 тыс. рублей, или 100,0% от плановых ассигнований в последней редакции и 279,4% к первоначальному плану по данным расходам. В сравнении с 2009 годом расходы увеличились на 508,8 тыс. рублей, или в 2,1 раза;
- социальное обеспечение населения (расходы на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, выплату компенсаций) – 43606,4 тыс. рублей, из них бюджетные средства из других уровней бюджетов Российской Федерации 43346,4 тыс. рублей. Исполнение составило 75,1% от плана бюджета по данным расходам в последней редакции и почти 300,0% от первоначально утверждённых ассигнований. Низкая исполнительская дисциплина наблюдается по жилищным программам от 38,7 до 67,6%;
- расходы, связанные с выплатой компенсации части родительской платы за содержание ребёнка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошколь-ного образования, - 1772,8 тыс. рублей. Исполнение составило 82,2% от плана по расходам в последней редакции.
Примечание. Уточнённый план расходов по разделу 1000 «Социальная политика» составляет 65844,5 тыс. рублей, что больше утверждённых решением Земского Собрания Карагайского муниципального района от 24.12.2010 № 2/67 расходов в сумме 58626,7080 тыс. рублей на 4094,392 тыс. рублей, в том числе по подразделам 1003 – больше на 4246,792 тыс. рублей, 1004 - меньше на 152,4 тыс. рублей.
Таким образом, исполнение бюджета района в 2010 году по расходам ни по одному разделу классификации расходов бюджетов не соответствует ни первоначально запланированным суммам расходов бюджета района, ни расходам бюджета с учётом всех внесённых в него изменений (за исключением расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, межбюджетных трансфертов). При этом суммы отклонений весьма значительные.
По разделу 0100 «Общегосударственные вопросы» исполнение бюджета по расходам ниже плановых ассигнований, предусмотренных первоначальным планом расходов, но это связано с тем, что своевременно не были распределены средства фонда софинансирования на реализацию соответствующих приоритетных региональных проектов.
Неоднократное внесение изменений и дополнений в бюджет района никак не повлияло на достоверность и обоснованность его расчётных параметров.
Данный факт также свидетельствует об ошибках, допущенных при первоначальном планировании расходов бюджета района, а также бессистемности и излишней поспешности при внесении изменений в бюджет района в 2010 году.
Назад Вперёд