1.1. Предварительный контроль.
В 2010 году предварительный контроль осуществлялся Контрольно-счётной палатой при проведении финансовой экспертизы:
- проекта решения Земского Собрания Карагайского муниципального района «О бюджете Карагайского муниципального района на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;
- проектов муниципальных правовых актов по бюджетному процессу в Карагайском муниципальном районе, а также по вопросам управления и распоряжения муниципальной собственностью;
- проектов других муниципальных правовых актов, предусматривающих расходы, осуществляемые за счёт средств районного бюджета или влияющие на формирование и исполнение районного бюджета, а также касающихся вопросов управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Всего в течение года председателем Контрольно-счётной палаты проведена финансовая экспертиза и подготовлены заключения на 49 проектов муниципальных правовых актов Карагайского муниципального района.
По итогам проведения финансовой экспертизы проектов решений и иных нормативных правовых актов в 2010 году были сделаны следующие выводы (см. таблицу № 1):
Таблица №1
Мнение КСП по рассмотренным проектам |
Количество, шт. |
Процент от общего количества |
Рекомендовано для рассмотрения Земским Собранием |
6 |
12,3 |
Рекомендовано для рассмотрения Земским Собранием с последующей доработкой |
23 |
46,9 |
Рекомендовано возвратить на доработку (без рассмотрения на Земском Собрании) |
17 |
34,7 |
Не рекомендовано для рассмотрения Земским Собранием |
2 |
4,1 |
Отказано в проведении финансовой экспертизы |
1 |
2,0 |
Итого |
49 |
100,0 |
Председатель Контрольно-счётной палаты принимала активное участие в работе над проектами решений Земского Собрания Карагайского муниципального района «О внесении изменений в Положение “О денежном содержании муниципальных служащих в Карагайском муниципальном районе”», «О внесении изменений и дополнений в Устав Карагайского муниципального района», «Об утверждении Положения “Об отделе сельского хозяйства администрации Карагайского муниципального района Пермского края”», «О внесении изменений в Положение “О бюджетном процессе в Карагайском муниципальном районе”», «Об утверждении Положения “О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в Карагайском муниципальном районе”», а также над проектами по целевым программам и пр.
По-прежнему основными причинами неудовлетворительного состояния большинства проектов решений оставалось отсутствие финансово-экономических обоснований; в ряде случаев – нарушение порядка подготовки, внесения проектов нормативных правовых актов на рассмотрение Земского Собрания Карагайского муниципального района, установленного Регламентом Земского Собрания Карагайского муниципального района, утверждённым решением Земского Собрания района от 26.10.2006 № 4/10 (учётом последующих изменений и дополнений).
В заключение Контрольно-счётной палаты на проект решения «О бюджете Карагайского муниципального района на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» по результатам проведённого анализа были высказаны замечания к Прогнозу социально-экономического развития района и указано на то, что проект решения о бюджете, в нарушение бюджетного законодательства, предусматривает резервы на бюджетные расходы помимо резервного фонда администрации Карагайского муниципального района.
Материалы по финансовой экспертизе направлялись председателю Земского Собрания и главе Карагайского муниципального района, рассматривались на заседаниях планово-бюджетной комиссии, Земского Собрания Карагайского муниципального района.
Всего за отчётный период Контрольно-счётной палатой внесено поправок, предложений и замечаний 204, учтено предложений 143.
1.2. Последующий контроль.
1.2.1.Последующий контроль осуществлялся при проведении внешней проверки проекта решения Земского Собрания Карагайского муниципального района «Об утверждении отчёта об исполнении бюджета Карагайского муниципального района за 2009 год».
В течение финансового года в решение Земского Собрания Карагайского муниципального района от 19.12.2008 № 8/41 «О бюджете Карагайского муниципального района на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» изменения вносились одиннадцать раз. В результате по сравнению с первоначально принятым решением доходы были увеличены на 18,1%, расходы – на 25,3% от первоначальных назначений.
Несколько улучшилось по сравнению с 2008 годом освоение бюджетных средств. Расходная часть бюджета района была освоена на 90,8% к годовым назначениям (2008 год – 85,4%).
Прогнозный план приватизации имущества Карагайского муниципального района на 2009 год выполнен не в полном объёме. В течение отчётного года реализовано 5 объектов недвижимого имущества (из 25 запланированных к приватизации) на сумму 404,5 тыс. рублей, что составляет 52,8% от предполагаемой стоимости продажи.
Кроме того, в четырёх случаях из пяти МУ «Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района» нарушены установленные решением Земского Собрания Карагайского муниципального района от 29.04.2009 № 17/46 сроки приватизации.
1.2.2. В ходе исполнения районного бюджета Контрольно-счётной палатой ежеквартально подготавливались заключения на отчёты об исполнении бюджета, представляемые администрацией Карагайского муниципального района в Земское Собрание района. Анализ исполнения районного бюджета за отчётные периоды 2010 года показывает, как и в прошлые годы, систематическое неисполнение расходов районного бюджета, особенно средств, предусмотренных на финансирование приоритетных муниципальных проектов в рамках приоритетных региональных проектов, инвестиционных проектов и реализацию районных целевых программ.
Согласно ежеквартальной отчётности недоосвоение средств районного бюджета по-прежнему связано с причинами организационного характера. Здесь необходимо отметить, что в соответствии со статьёй 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признаётся нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, влекущим применение к нарушителю мер принуждения, предусмотренных статьёй 282 БК Российской Федерации.
1.2.3. За 2010 год в порядке последующего контроля Контрольно-счётной палатой проведено 23 контрольных мероприятия, из них: согласно утверждённому плану работы – 16, одно дополнительное (внеплановое) контрольное мероприятие по поручению председателя Земского Собрания Карагайского муниципального района, организовано 5 встречных проверок, завершено одно контрольное мероприятие, начатое в конце 2009 года.
Проведение 2 контрольных мероприятий перенесено на 2011 год, в том числе одно - в соответствии с решением Земского Собрания Карагайского муниципального района от 28.01.2011 № 5/68, по второму – необходимо провести процедуру завершения.
В процессе осуществления контрольных мероприятий было проверено 13 бюджетных организаций и учреждений.
Примечание. Полный перечень контрольных мероприятий, запланированных к проведению и проведённых Контрольно-счётной палатой в соответствии с перспективным планом работы Контрольно-счётной палаты Карагайского муниципального района на 2010 год, содержится в приложении 1 к настоящему Отчёту.
1.2.4. Контрольными мероприятиями в отчётном году (без учёта внешней проверки отчёта об исполнении районного бюджета за 2009 год) в целом было охвачено 16260,2 тыс. рублей бюджетных средств (в том числе: средства федерального бюджета – 908,7 тыс. рублей, средства краевого бюджета – 7056,8 тыс. рублей, средства районного бюджета – 7610,7 тыс. рублей, средства бюджета поселения – 684,0 тыс. рублей), из них:
- 2006 год – в объёме 525,0 тыс. рублей;
- 2007 год – в объёме 1226,1 тыс. рублей;
- 2008 год – в объёме 10462,5 тыс. рублей;
- 2009 год – в объёме 4046,6 тыс. рублей.
1.2.5. В ходе проведения контрольных мероприятий в 2010 году выявлены случаи расходования бюджетных средств с нарушениями законодательства Российской Федерации и Пермского края, муниципальных правовых актов Карагайского муниципального района на общую сумму 2148,8 тыс. рублей.
1.2.6. Изменение структуры нарушений законодательства, установленных Контрольно-счётной палатой за период 2008-2010 годов, отражено ниже (см. таблицу № 2)
Таблица №2
Группы нарушений |
Удельный вес в общей сумме нарушений,
% |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Нецелевое |
0,2 |
1,7 |
7,4 |
Неэффективное |
15,5 |
|
9,4 |
Неправомерное |
56,5 |
9,6 |
82,3 |
Иные нарушения |
27,8 |
88,7 |
0,9 |
Как видно из таблицы, присутствует процент средств, израсходованных неэффективно. Проблема высокого процента данной группы нарушений остро стоит в целом по стране, и её разрешению уделяется большое внимание на всех уровнях власти. Так, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2008-2010 годы было отмечено: «Усиление ответственности органов исполнительной власти и бюджетных учреждений за результативность бюджетных расходов и повышение качества государственных и муниципальных услуг должно сопровождаться расширением их полномочий, созданием стимулов к повышению прозрачности и эффективности использования бюджетных средств». Вопрос эффективности использования бюджетных средств и результативности расходов становится всё более и более актуальным и будет находиться на постоянном контроле Контрольно-счётной палаты.
1.2.7. Общая сумма бюджетных средств, при проверке расходования которых Контрольно-счётной палатой в 2010 году были установлены нарушения законодательства, по группам нарушений распределились следующим образом:
- нецелевое расходование бюджетных средств - 158,8 тыс. рублей;
- неэффективное расходование бюджетных средств – 201,2 тыс. рублей;
- неправомерное расходование бюджетных средств – 1769,1 тыс. рублей;
- иные нарушения бюджетного законодательства – 19,7 тыс. рублей.
1.2.8. В нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации при использовании средств районного и краевого бюджетов некоторыми организациями и учреждениями не в полной мере соблюдается принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Нецелевое расходование бюджетных средств допущено:
- МОУ «Сюзьвяковская основная общеобразовательная школа» - 8,8 тыс. рублей;
- МОУ ДОД «Дом детского творчества» - 19,6 тыс. рублей;
- МОУ «Воскресенская основная общеобразовательная школа» - 21,4 тыс. рублей;
- Администрацией Карагайского муниципального района – 109,0 тыс. рублей.
Примечание. Более подробно выявленные в ходе проведения контрольных мероприятий нарушения изложены в приложении 5 к настоящему Отчёту.
Необходимо отметить следующее. В связи с вступлением в силу с 1 января 2011 года Закона Пермского края, предусматривающего наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, а также части 2 статьи 5 Закона Пермского края об административной ответственности в финансовой сфере у Контрольно-счётной палаты возникают правовые основания для составления протоколов об административных правонарушениях на лиц, допустивших нецелевое использование средств районного бюджета.
1.2.9. Традиционно Контрольно-счётная палата уделяет большое внимание контролю над разработкой и ходом реализации районных целевых программ. Но приходится констатировать, что ситуация по реализации районных программ не изменяется.
В 2009 году общая сумма расходов по целевым программам составила 1802,3 тыс. рублей, что составляет 0,37% расходов бюджета района, в 2008 году данный показатель составлял 1,25% расходов районного бюджета. Таким образом, доля расходов на целевые программы в общих расходах районного бюджета не соответствует основным направлениям среднесрочного бюджетного планирования, предусматривающего расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного финансирования. Анализ финансирования районных целевых программ показал, что исполнение расходов на программы составляет в среднем 99,87% от планируемых бюджетом ассигнований и 22,48% от плановых ассигнований, предусмотренных программами на соответствующий финансовый год. В целом в 2009 году по целевым программам бюджетом района предусмотрены бюджетные ассигнования в объёме 22,51% от планируемых программами ассигнований.
Объём расходов на реализацию целевых программ (районных и долгосрочных) в 2011 году планируется в сумме 3250,0 тыс. рублей, что составит 0,7% общих расходов бюджета района.
Контрольно-счётная палата ежегодно отмечает несоответствие объёмов бюджетных ассигнований, запланированных на реализацию целевых программ, средствам, утверждённым решением Земского Собрания Карагайского муниципального района (постановлением главы района) о программе. Решением «О бюджете Карагайского муниципального района на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» потребность по целевым программам обеспечена на 17,2% (первоначальным бюджетом на 2010 год – на 20,5%). Расходы по всем целевым программам планируются ниже потребности.
По мнению Контрольно-счётной палаты, в связи с тем, что обозначенные в целевых программах цели не обеспечены необходимым финансированием и не будут достигнуты в полной мере, реализация целевых программ не окажет ожидаемого влияния на реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития района.
Кроме того, при такой реализации целевых программ невозможно достижение целевых показателей, закреплённых в программах, и, как результат, использование бюджетных средств приведёт к неэффективному их использованию.
В ходе проведённых проверок выполнения мероприятий и использования средств районного бюджета, выделенных на реализацию мероприятий отдельных районных целевых программ, установлены случаи нецелевого и неправомерного расходования бюджетных средств.
Вперёд