с. Карагай 03 мая 2012 года
Управление финансов и налоговой политики Карагайского муниципального района Пермского края в 2011 году руководствовалось в своей деятельности Положением «Об управлении финансов и налоговой политики Карагайского муниципального района Пермского края», утверждённым решением Земского Собрания Карагайского муниципального района от 25 апреля 2008 года № 10/32. Решением Земского Собрания Карагайского муниципального района от 21 декабря 2011 года № 6/9 наименование учреждения изменено на муниципальное казенное учреждение Управление финансов и налоговой политики Карагайского муниципального района Пермского края (далее по тексту – Управление финансов).
Согласно пункту 2.1 Положения основной задачей деятельности Управления финансов является разработка и реализация основных направлений единой государственной финансовой и налоговой политики в Карагайском муниципальном районе.
Финансирование расходов на содержание Управления финансов осуществляется за счёт средств, предусмотренных в бюджете Карагайского муниципального района по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора».
"Проверка представленного реестра расходных обязательств Карагайского муниципального района (далее – Реестр) осуществлялась на предмет соответствия ведения данного Реестра положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказу Министерства финансов Пермского края от 31.08.2007 № 109 «О порядке представления реестров расходных обязательств муниципальными образованиями Пермского края», Порядку ведения реестра расходных обязательств Карагайского муниципального района, утверждённому постановлением главы Карагайского муниципального района от 27.07.2007 № 208".
"Ведение Реестра осуществляется ведущим специалистом по бюджету с использованием программного продукта Microsoft Office Excel, в табличной форме".
"В результате проверки Реестра, сформированного по состоянию на 31 декабря 2011 года, установлено следующее:
Реестр содержит 227 расходных обязательств, объединённых в разделы и подразделы кодов бюджетной классификации расходов.
Объём средств на исполнение расходных обязательств сверен с Отчётом об исполнении бюджета Карагайского муниципального района за 2011 год – отклонений не выявлено".
Реестр включает расходные обязательства:
1. Связанные с реализацией вопросов местного значения муниципального района и полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
2. Возникшие в результате реализации органами местного самоуправления делегированных полномочий за счёт субвенций, переданных их федерального (регионального) уровня бюджетной системы;
3. Возникшие в результате решения органами местного самоуправления вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения, в соответствии со статьёй 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ);
4. Возникшие в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления, предусматривающих предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам других уровней.
В ходе проверки Реестра выявлены следующие нарушения:
1. В нарушение пункта 1.4 Методических рекомендаций по заполнению реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав Пермского края, утверждённых приказом Министерства финансов Пермского края от 31.08.2007 № 109 «О Порядке представления реестров расходных обязательств муниципальными образованиями Пермского края» (далее – приказ Министерства финансов Пермского края № 109) наименования большинства расходных обязательств, представленных в Реестре, сформулированы не на основе перечней вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления.
Примером тому являются такие расходные обязательства как:
- «паспортизация и техническая инвентаризация муниципальной собственности». Следовало наименование расходного обязательства сформулировать в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ – «Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района», а информацию о том, что денежные средства расходуются на паспортизацию и техническую инвентаризацию муниципальной собственности следует пояснять в графе 18 «примечание»;
- «Закупка автотранспортных средств и коммунальной техники». Следовало указать – «Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района» (подпункт 6 пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ);
- «Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений». Следовало указать – «Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счёт средств бюджета муниципального района» (подпункт 20 пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ);
- «Ликвидация ЧС». Следовало указать – «Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района» (подпункт 7 пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ);
- «Охрана общественного порядка муниципальной милицией». Следовало указать - «Организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией» (подпункт 8 пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ);
- «Капитальный ремонт дорог». Следовало указать - «Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации» (подпункт 5 пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ);
- и другие расходные обязательства (всего более 60 наименований расходных обязательств сформулировано не на основе перечней вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления).
2. В нарушение подпункта 1 пункта 3.3 приказа Министерства финансов Пермского края № 109 наименование расходных обязательств, возникших в результате реализации органами местного самоуправления делегированных полномочий за счёт субвенций, переданных с другого уровня бюджетной системы, не соответствует положениям федерального (регионального) закона, на основании которого было осуществлено делегирование полномочий.
Так, Реестр содержит расходные обязательства:
- «классное руководство». Согласно Закону Пермского края от 03.02.2008 № 194-ПК «О наделении органов местного самоуправления Пермского края государственными полномочиями по выплате вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений» данное расходное обязательство следовало сформулировать как - «Выплата вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений»;
- «субвенция на предоставление дополн. мер матер. обеспеч. И соц. Защиты работников образования». Следовало наименование расходного обязательства сформулировать согласно Закону Пермского края от 14.11.2008 № 339-ПК «О наделении органов местного самоуправления Пермского края государственными полномочиями Пермского края по предоставлению социальных гарантий и льгот педагогическим работникам» как - «Предоставление социальных гарантий и льгот педагогическим работникам, установленных Законом Пермского края «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края»;
- «Компенсация части родительской платы в детских садах». Согласно Федеральному закону от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» следовало расходное обязательство сформулировать как - «Компенсация за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»;
- «Обеспечение сохранности архивных фондов». Следовало расходное обязательство сформулировать как - «Хранение, комплектование, учёт и использование архивных документов государственной части документов архивного фонда Пермского края, относящихся к собственности Пермского края и находящихся на территории муниципальных образований, хранящихся в муниципальных архивах», что соответствует положениям Закона Пермского края от 09.07.2007 № 74-ПК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учёту и использованию архивных документов государственной части документов архивного фонда Пермского края»;
- «Проект «Ступени». Согласно постановлению Правительства Пермского края от 01.12.2011 № 983-П «О реализации в 2011 году проекта «Стимулирование педагогических работников по результатам обучения школьников в 2010-2011 учебном году («Ступени»)» данное расходное обязательство необходимо было сформулировать как - «Стимулирование педагогических работников по результатам обучения школьников в 2010-2011 учебном году» с указанием в примечании - «Ступени»;
- «Исполнение полномочий краевого бюджета». В Реестре с данной формулировкой представлено 6 расходных обязательств;
- и другие расходные обязательства (всего с подобными нарушениями обнаружено 67 расходных обязательств).
3. Зачастую нарушается последовательность приведения информации о нормативно – правовых актах, представленных в графе 3 Реестра – первыми указываются нормативно – правовые акты муниципального уровня, а затем краевого и федерального, что является противоречащим приказу Министерства финансов Пермского края № 109.
4. Большинство нормативно – правовых актов, указанных в Реестре, не имеют полного официального названия.
5. Имеются случаи, когда в качестве оснований возникновения расходных обязательств указаны Законы Пермского края, а также решения Земского Собрания Карагайского муниципального района о бюджете на отчётный финансовый год и на плановый период, что не должно указываться в Реестре.
6. Имеется 2 случая указания в качестве нормативно – правового акта проекты Законов Пермского края, что не допускается (Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 20.10.2011 № 2913 «О проекте закона Пермского края «О Программе государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2012 год» и Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 22.09.2011 № 2877 «О проекте закона Пермского края «О передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи на территории Пермского края в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи»).
7. Кроме того, в реестре имеется ссылка на ведомственный нормативный акт – приказ Министерства образования Пермского края от 25.11.2011 № СЭД-26-01-04-434, что также не допускается.
8. В представленном Реестре имеются случаи указания нормативно – правовых актов, которые утратили силу.
Таковыми, например, являются:
- Закон Пермской области от 27.11.2003 № 1131-233 «О передаче органам местного самоуправления полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния»;
- Закон Пермской области от 14.11.2005 № 2627-583 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Пермской области по хранению, комплектованию, учёту и использованию документов государственной части архивного фонда Пермской области»;
- Закон Пермского края от 12.10.2006 № 18-КЗ «О региональном фонде софинансирования социальных расходов».
9. Реестр содержит 7 расходных обязательств, которые не имеют наименования.
10. Реестр содержит расходные обязательства, которые не имеют ссылки на нормативно – правовые акты и соответственно на номер статьи, части, пункта, даты вступления в силу и срока действия нормативно – правовых актов. Это такие как «Депутаты представительного органа муниципального образования», «на осуществление гос. полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели», «резервный фонд» и другие.
11. Имеются случаи, когда дата вступления в силу нормативно – правовых актов и срок их действия не указаны, либо указаны неверно.
12. Кроме того, имеются случаи, когда если к одному расходному обязательству относится несколько нормативно – правовых актов, то информация по всем ним в каждой графе не приводится построчно. Информация о наименовании и реквизитах нормативно – правовых актах в Реестре указана в каждой графе последовательно, что не обеспечивает визуальную соотносимость данных об одном нормативно-правовом акте во всех графах Реестра. Фактически по большинству расходных обязательств информация в графах 4, 5 и 6 не соотносится с данными графы 3 (наименование нормативно – правового акта).
13. Реестр содержит информацию о наименованиях главных распорядителей средств бюджета, при этом наименования всех распорядителей бюджетных средств указаны неверно.
14. В Реестре присутствуют расходные обязательства, не имеющие цифрового значения. Данные расходные обязательства следует исключать из Реестра.
15. Реестр содержит расходные обязательства по исполнению полномочий, принятых от поселений, либо по исполнению полномочий, переданных поселениям. При этом в Реестре не указаны соглашения о принятии или передаче данных полномочий.
16. Реестр также содержит некорректные наименования расходных обязательств. Таких как «резервный фонд», «Подготовка к отопительному сезону дома ветеранов», «эфирное радиовещание», «Уплата НДС за 2009 год», «Оплата труда по ликвидации КМУП Теплоэнерго», «Ликвидация ЧС», «Фестиваль «Обва – душа поречья», «исполнение полномочий края», «передача полномочий», «амбулатории», «ФАПы», «скорая помощь» и другие.
17. Перечень нормативно – правовых актов, являющихся основанием для возникновения расходного обязательства «Приобретение путёвок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников муниципальных учреждений», содержит Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Данный факт является неправомерным, так как обеспечение путёвками на санаторно-курортное лечение различных категорий ветеранов, указанных в данном Федеральном законе, относится к полномочиям краевого бюджета и осуществляется территориальными органами социальной защиты населения.
18. Реестр содержит расходные обязательства, по которым коды бюджетной классификации заполнены не полностью. Это такие расходные обязательства, как «Приобретение ведомственного жилья для специалиста ЦРБ», «Ликвидация ЧС», «Капитальный ремонт дорог» и другие.
Выводы и предложения:
1. Муниципальное казенное учреждение Управление финансов и налоговой политики Карагайского муниципального района Пермского края представило в Контрольно-счётную палату Карагайского муниципального района реестр расходных обязательств Карагайского муниципального района, составленный по состоянию на 31 декабря 2011 года, 23 апреля 2012 года с нарушением срока, установленного Положением о бюджетном процессе в Карагайском муниципальном районе, утверждённым решением Земского Собрания Карагайского муниципального района от 28.09.2007 № 4/24 (ред. от 31.08.2011 № 7/5);
2. Проверка показала, что представленный реестр расходных обязательств Карагайского муниципального района, в основном соответствует требованиям нормативных документов, регламентирующих порядок его ведения;
3. Объёмы средств на исполнение расходных обязательств соответствуют Отчёту об исполнении бюджета Карагайского муниципального района за 2011 год, представленному в Контрольно-счётную палату Карагайского муниципального района для внешней проверки, в разрезе кодов бюджетной классификации.
4. Реестр расходных обязательств Карагайского муниципального района содержит нарушения в части его ведения по заполнению граф:
«Наименование расходного обязательства»;
«Наименование главного распорядителя средств бюджета»;
«Нормативный правовой акт Карагайского района, РФ, договор (соглашение)» (наименование и реквизиты, номер статьи, части, пункта, абзаца, дата вступления в силу, срок действия);
«Коды бюджетной классификации».
5. Реестр расходных обязательств Карагайского муниципального района требует детального анализа, значительной корректировки и обновления в части указания информации о нормативных правовых актах, являющихся основанием для возникновения расходных обязательств.
6. Реестр расходных обязательств Карагайского муниципального района может быть использован для анализа потребностей Карагайского муниципального района в финансировании вопросов местного значения и полномочий органа местного самоуправления, а также для оценки полноты фактического покрытия данных потребностей бюджетными средствами.
7. Реестр расходных обязательств Карагайского муниципального района не в полной мере может быть использован для анализа исполнения органом местного самоуправления полномочий, делегированных бюджетами краевого и федерального уровней. Данный вывод основан на том факте, что наименования расходных обязательств, переданных на муниципальный уровень, имеют либо недостоверное наименование, либо наименования расходных обязательств отсутствуют.
8. В результате неточного указания наименований расходных обязательств, а также правовых актов, являющихся основанием для возникновения расходных обязательств, представленный реестр расходных обязательств Карагайского муниципального района не может быть использован для выполнения контрольной функции в части отсева ненужных и бесполезных с точки зрения стратегических задач расходов, а также при инвентаризации расходов на предмет их обоснованности, корректности и достижимости.
9. Муниципальному казенному учреждению Управление финансов и налоговой политики Карагайского муниципального района Пермского края осуществить работу, направленную на приведение реестра расходных обязательств Карагайского муниципального района в соответствие с требованиями по его ведению согласно положениям нормативных актов федерального, регионального и местного уровней.
Реестр расходных обязательств с внесёнными изменениями и уточнениями представить в Контрольно-счётную палату Карагайского муниципального района в срок до 31 мая 2012 года.
Настоящее заключение используется для подготовки заключения на годовой отчёт об исполнении бюджета Карагайского муниципального района за 2011 год.
Инспектор Контрольно-счётной палаты
Карагайского муниципального района Т. Г. Мошева